Внеурочная деятельность

ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ФГОС НОО) 2017 - 2018 УЧЕБНЫЙ ГОД

План внеурочной деятельности 5-7 классы (в рамках реализации ФГОС) 2017 – 2018 учебный год

 План внеурочной деятельности 1- 4 класс 2019-2020 уч. год

План внеурочной деятельности 5-9 класс 2019-2020 уч. год

                                    ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                                                           (ФГОС НОО)

                                            2017 - 2018 УЧЕБНЫЙ ГОД

 План внеурочной деятельности  ФГОС НОО МКОУ Лимановской СОШ обеспечивает  реализацию требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и  определяет общий и максимальный объем нагрузки обучающихся в рамках внеурочной деятельности, состав и структуру направлений и форм внеурочной деятельности по классам.

1.1.          План внеурочной деятельности разработан с учетом требований следующих нормативных документов:

-      Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-      Закона Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 12.03.99, гл. 3, ст. 28.II.2;

-      Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

-   приказа Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

-   приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

-    приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

-    приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

1.2.  Направления внеурочной деятельности

План внеурочной деятельности является частью образовательной программы начального основного образования МКОУ Лимановской СОШ.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Цель внеурочной деятельности:

-    Создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время;

-        Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

Модель организации внеурочной деятельности школы — оптимизационная, в ее

реализации принимают участие все педагогические работники учреждения (учителя, классные руководители). Координирующую роль выполняет, как правило, классный руководитель. Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в ОУ, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.

Механизм конструирования оптимизационной модели:

Для реализации внеурочной деятельности в школе организована оптимизационная модель внеурочной деятельности. Она заключается в оптимизации всех внутренних ресурсов школы и предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники (учителя начальных классов,  учителя-предметники).

Координирующую роль выполняет классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами:

-   взаимодействует с педагогическими работниками;

-     организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

-     организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления;

-   организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся;

-  ведёт учёт посещаемости занятий внеурочной деятельности.

Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.

Полученная информация является основанием для выстраивания индивидуального маршрута ребенка во внеурочной деятельности, комплектования групп (кружков, секций, клубов и др.), утверждения плана и составления расписания внеурочной деятельности обучающихся с учетом возможностей образовательного учреждения.

Эффективное конструирование оптимизационной модели внеурочной деятельности опирается на следующие принципы:

  1. Принцип учета потребностей обучающихся и их родителей. Для этого необходимо выявление запросов родителей и обучающихся, соотнесение запроса с кадровым и материально-техническим ресурсом учреждения, особенностями основной образовательной программы учреждения.
  2. Принцип гуманистической направленности. При организации внеурочной деятельности в максимальной степени учитываются интересы и потребности детей, поддерживаются процессы становления и проявления индивидуальности и субъектности школьников, создаются условия для формирования умений и навыков самопознания обучающихся, самоопределения, самостроительства, самореализации, самоутверждения.
  3. Принцип разнообразия направлений внеурочной деятельности, предполагающий реализацию максимального количества направлений и видов вне-урочной деятельности, предоставляющих для детей реальные возможности свободного выбора, осуществления проб своих сил и способностей в различных видах деятельности, поиска собственной ниши для удовлетворения по-требностей, желаний, интересов,
  4. Принцип оптимального использования учебного и каникулярного периодов учебного года при организации внеурочной деятельности. Часть программы внеурочной деятельности может быть реализована во время каникул. Информация о времени проведения тех или иных занятий должна содержаться в рабочей программе кружка, студии.
  5. Принцип учета возможностей учебно-методического комплекта, используемого в образовательном процессе.
  6. Принцип успешности и социальной значимости. Усилия организаторов внеурочной деятельности направляются на формирование у детей потребности в достижении успеха. Важно, чтобы достигаемые ребенком результаты были не только личностно значимыми, но и ценными для социального окружения образовательного учреждения.

Специфика внеурочной деятельности заключается в том, что в условиях общеобразовательного учреждения ребёнок получает возможность подключиться к занятиям по интересам, познать новый способ существования - безоценочный, при этом обеспечивающий достижение успеха благодаря его способностям независимо от успеваемости по обязательным учебным дисциплинам.

Внеурочная деятельность опирается на содержание основного образования, интегрирует с ним, что позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, решая тем самым одну из наиболее сложных проблем современной педагогики. В процессе совместной творческой деятельности учителя и обучающегося происходит становление личности ребенка.

Внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям:

-       Спортивно-оздоровительное направление создает условия для полноценного физического и психического здоровья ребенка, помогает ему освоить гигиеническую культуру, приобщить к здоровому образу жизни, формировать привычку к закаливанию и физической культуре;

-     Духовно-нравственное направление направлено на освоение детьми духовных ценностей мировой и отечественной культуры, подготовка их к самостоятельному выбору нравственного образа жизни, формирование гуманистического мировоззрения, стремления к самосовершенствованию и воплощению духовных ценностей в жизненной практике;

-        Социальное направление помогает детям освоить разнообразные способы деятельности:

-     трудовые, игровые, художественные, двигательные умения, развить активность и пробудить стремление к самостоятельности и творчеству.

-       Общеинтеллектуальное направление предназначено помочь детям освоить разнообразные доступные им способы познания окружающего мира, развить познавательную активность, любознательность;

-    Общекультурная деятельность ориентирует детей на доброжелательное, бережное, заботливое отношение к миру, формирование активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков.

Внеурочная деятельность организуется через следующие формы:

  1. Экскурсии;
  2. Кружки;
  3. Акции;
  4. Олимпиады;
  5. Соревнования;
  6. Конкурсы;
  7. Общешкольные мероприятия;
  8. Проектную деятельность.

1.3.           Режим функционирования МКОУ Лимановской СОШ устанавливается в соответствии с СанПин 2.4.2.2821-10 и Уставом школы.

1.3.1.  МКОУ Лимановская СОШ функционирует:

-  понедельник - пятница с 08.00 до 16.00 часов,

-  суббота, воскресенье – выходные дни.

1.3.2.            В соответствии с учебным планом устанавливается следующая продолжительность учебного года:

-  I класс - 33 учебные недели;

-  II-IV классы - не менее 34 учебных недель;

Учебный год начинается с 1 сентября, заканчивается 31 мая ( в первом классе – 25 мая)..

Продолжительность каникул:

-  в течение учебного года — не менее 30 календарных дней;

-  дополнительные каникулы в первых классах - не менее 7 календарных дней.

Продолжительность внеурочной деятельности учебной недели - максимальная

учебная нагрузка учащихся, предусмотренная учебными планами, соответствует требованиям СанПин 2.4.2. 2821-10 и осуществляется в соответствии с учебным планом и расписанием занятий в количестве до 10 часов в неделю.

Для обучающихся, посещающих занятия в отделении дополнительного образования образовательной организации, организациях дополнительного образования, спортивных школах, музыкальных школах и других образовательных организациях, количество часов внеурочной деятельности сокращается, при предоставлении родителями (законными представителями) обучающихся, справок, указанных организаций.

Внеурочная деятельность организуется во второй половине дня не менее, чем через 40 минут после окончания учебной деятельности.

Ежедневно проводится от 1 до 2-х занятий, в соответствии с расписанием и с учётом общего количества часов недельной нагрузки по внеурочной деятельности, а так же с учётом необходимости разгрузки последующих учебных дней.

1.4.     На уровне начального общего образования устанавливается пятидневная учебная

неделя.

Продолжительность занятия внеурочной деятельности во II-IV классах составляет 45

минут.

В первом классе с целью реализации «ступенчатого» метода постепенного наращивания учебной нагрузки, в соответствии с п. 10.10. СанПиН 2.4.2.2821-10, обеспечивается организация адаптационного периода (письмо МО РФ от 20 апреля 2001 г. № 408/13-13). Продолжительность занятия для обучающихся 1 класса в 1 полугодии составляет 35 минут. Во 2 полугодии - 40 минут.

С целью профилактики утомления, нарушения зрения и осанки обучающихся, на занятиях проводятся физкультминутки, гимнастика для глаз при обучении письму, чтению и математике.


1.5.    Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация в рамках внеурочной деятельности не проводится.

1.6.    Обеспечение плана

План внеурочной деятельности обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», и предусматривает организацию внеурочной деятельности в 1-4 классах, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты общего образования.

Общеобразовательное учреждение укомплектовано педагогическими кадрами и обладает материально-технической базой для осуществления обучения согласно данному плану внеурочной деятельности.

План внеурочной деятельности реализуется в соответствии с запросом обучающихся, их родителей (законных представителей). Занятия внеурочной деятельности осуществляются при наличии рабочих программ, утвержденных на методических объединениях школы.

2. Особенности плана внеурочной деятельности в соответствии с требованиями

ФГОС

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.

Внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС НОО - это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:

- спортивно-оздоровительное; духовно-нравственное; общеинтеллектуальное; социальное; общекультурное, в том числе через такие формы, как экскурсии, кружки, секции, конференции, ученическое научное общество, олимпиады, соревнования, конкурсы, фестивали, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики.

План внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы организации, объём внеурочной деятельности, продолжительность занятий с учётом интересов обучающихся и возможностей образовательной организации.

Внеурочная деятельность осуществляется непосредственно в образовательной организации.

План внеурочной деятельности направлен на достижение обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Минимальное количество наполняемости в группе при проведении занятий внеурочной деятельности составляет 8 человек.

В период каникул для продолжения внеурочной деятельности используются возможности учреждений дополнительного образования.

Образовательные программы внеурочной деятельности разрабатываются педагогами школы в соответствии с требованиями к рабочим программам внеурочных занятий, рассматриваются методическим советом ОУ, утверждаются директором школы.

3. ПЛАНИРОВАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 5 города Светлого на 2017-2018 учебный год (ФГОС НОО)

3.1. Годовой план внеурочной деятельности

Направление

Руководитель

Количество часов за год

Итого


Название занятия


1

2

3

4



1. Духовно-нравственное направление

1.

Основы православной культуры

Троян М.И.


34


34

68

2.

Серпантин (модуль)

Сафонова Г.И. (классный руководитель)

33


34


67


Итого:

33

34

34

34

135


2. Спортивно-оздоровительное направление

1.

Поговорим о правильном питании

Троян М.И.

Сафонова Г.И.

33

34

34

34

135

2.

Спортландия (модуль)

Сафонова Г.И.(классный руководитель)

33


34


67

3.

Подвижные игры (модуль)

Троян М.И.(классный руководитель)



34


34

68


Итого:

66

68

68

68

270


3. Общеинтеллектуальное  направление

1.

Занимательная математика

Сафонова Г.И.

33


34


67

2.

Мир вокруг нас (модуль)

Сафонова Г.И.(классный руководитель)

33


34


67

3.

Конструируем вместе (модуль)

Троян М.И.(классный руководитель)



34


34

68

4.

Весёлый немецкий

Князева О.И.


34


34

68


Итого:

66

68

68

68

270


4. Общекультурное направление

1.

В гостях у сказки

Князева О.И.

33

34

34

34

135


Итого:

33

34

34

34

135


5. Социальное направление

1.

Первые шаги к проектам

Сфонова Г.И. (классный руководитель)

33


34


67

2

Серпантин

Троян М.И. (классный руководитель)


34


34

68


ИТОГО


33

34

34

34

135


ИТОГО


231

238

238

238

945



3.2. Ожидаемые результаты

Все виды внеурочной деятельности учащихся начального общего образования ориентированы на достижение воспитательных результатов.

Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовно- нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.

Первый уровень

Второй уровень

Третий уровень

Школьник знает и понимает общественную жизнь (1 класс)

Школьник ценит общественную жизнь (1-2-3 классы)

Школьник самостоятельно действует в общественной жизни (3-4 класс)

Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимание социальной реальности и повседневной жизни.

Формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура).

Получение школьником опыта самостоятельного социального действия.

Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности свидетельствует об эффективности реализации внеурочной деятельности.




Взаимосвязь планируемых результатов и форм внеурочной деятельности:

Уровни

Преимущественные формы достижения планируемых

результатов

Первый

Беседы, факультативы, олимпиады, игры, культпоходы, экскурсии, социальная проб (участие в социальном деле, организованном взрослым), игры с ролевым акцентом, занятия по конструированию, рисованию, техническому творчеству и т.д., занятия спортом, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах, поездки и т.д.

Второй

Игры с деловым акцентом, интеллектуальный или творческий клуб, агитбригады, смотры-конкурсы, театральные постановки, дебаты, диспуты, дискуссии, инсценировки, концерты, художественные выставки, фестивали, спектакли, КТД (коллективно-творческое дело), трудовые десанты, сюжетно-ролевые продуктивные игры, оздоровительные акции, социально-значимые акции, туристические походы и т.д.

Третий

Социально моделирующие игры, детские исследовательские проекты, внешкольные акции, конференции, интеллектуальные марафоны; проблемно-ценностная дискуссия; социально-значимые,


трудовые, творческие, художественные акции в социуме (вне школы), выступление творческих групп самодеятельного творчества; социально-образовательные проекты, спортивные и оздоровительные акции в социуме, поисково-краеведческие экспедиции, ярмарки и т.п.

4. Системные и модульные занятия внеурочной деятельности.

4.1. Формы организации внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы определяет общеобразовательная организация.

При организации внеурочной деятельности используются системные курсы внеурочной деятельности (на их изучение установлено определенное количество часов в неделю в соответствии с рабочей программой учителя) и модульные  занятия (тематических) курсов внеурочной деятельности ( проводятся в рамках воспитательной деятельности классного руководителя).

В плане внеурочной деятельности заложены часы модулей классного руководителя:

- Серпантин;

- Первые шаги к проектам;

 - Мир вокруг нас;

 - Конструируем вместе;

 - Подвижные игры;

 - Спортландия.

Реализация плана внеурочной деятельности в начальном общем образовании направлена на формирование базовых основ и фундамента последующего обучения, в том числе:

-   развития индивидуальности каждого ребёнка в процессе самоопределения в системе внеурочной деятельности;

-   приобретения социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни;

-        формирования позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;

-   получения опыта самостоятельного социального действия;

-       приобщения к общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям;

 - формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности;

 - воспитания толерантности, навыков здорового образа жизни;

 - формирования чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного

 - отношения к профессиональному самоопределению;

 - достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и •S формирования в них принимаемой обществом системы ценностей; •S достижения метапредметных результатов; •S формирования универсальных учебных действий;

 - формирования познавательной мотивации и интересов обучающихся, их готовности и способности к сотрудничеству и совместной деятельности с обществом и окружающими •S людьми;

 - увеличение числа детей, охваченных организованным досугом.

5. План внеурочной деятельности

(в рамках реализации ФГОС НОО)

2017– 2018 учебный год

Направления внеурочной деятельности

Название кружка, творческого объединения

 

 

Количество часов

в неделю

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Духовно – нравственное

направление

«Основы православной культуры России»



1


1

«Серпантин»

1


1


 

 

 

 

Социальное направление

 

 «Первые шаги к проектам»

1


1


«Серпантин»


1


1

 

Общеинтеллектуальное направление

«Занимательная математика»

1


1


«Мир вокруг нас»

1


1


«Конструируем вместе»


1


1

«Весёлый немецкий»


1


1

Общекультурное направление

«В гостях у сказки»

1

1

1

1

Спортивно – оздоровительное направление

 

 


«Подвижные игры»


1


1

«Спортландия»

1


1


«Поговорим о правильном питании»

1

1

1

1

Итого:

7

7

7

7

  6.Мониторинг эффективности реализации плана внеурочной деятельности ФГОС НОО

В качестве основных показателей и объектов исследования эффективности реализации образовательным учреждением плана внеурочной деятельности ФГОС НОО выступают:

  1. Особенности развития личностной, социальной, экологической, профессиональной и здоровьесберегающей культуры обучающихся.
  2. Социально-педагогическая среда, общая психологическая атмосфера и нравственный уклад школьной жизни в образовательном учреждении.
  3. Особенности детско-родительских отношений и степень включенности родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.

Диагностика воспитания и социализации складывается из общих (системных) показателей и частной диагностики (анализа и самоанализа).

6.1. Критерии выбраны по следующим принципам:

  1. 1.    Критерий результативности (УУД, олимпиады, победы в конкурсах, динамика состоящих на учете, количества учеников в школе, текучесть кадров и т.п.) - помогает оценить результаты образовательного и воспитательного процесса в своем единстве в общих показателях. При неблагополучии в качестве общения участников ОП, будет ухудшаться мотивация к учению, к участию в урочной так и внеурочной жизни, что, несомненно, приведет к снижению показателей качества обучения и росту показателей дезадаптивной группы. «Слабые места», за счет которых будет происходить дисбаланс показателей и напротив сильные стороны, которые позволят определить ресурсные проекты можно подробнее проанализировать по следующим показателям.
  2. 2.   Критерий вовлеченности (сколько людей участвуют в чем либо; все ли категории участников ОП принимают участие в жизни школы как воспитательной системы). Если нет мотивации находиться в школе - всем или каким-то отдельным участникам ОП, значит не найдена необходимая тональность в предложениях школы - надо искать, может быть от чего-то отказываться. Если есть стабильность или рост вовлеченности, то это говорит о правильном направлении работы школы, соответствии ее предложения спросу (то что предлагается - действительно интересно участникам ОП).
  3. 3.         Критерий возможностей (сколько конкурсов, мероприятий, творческих объединений учителей, родителей; обновление материально-технической базы, и пр.; для всех ли групп достаточно возможностей для участия в жизни школы как воспитательной системы). Может быть, что все предложения школы хороши, но их слишком мало. Или наоборот предложений много, но мала вовлеченность и значит это не адекватные предложения.
  4. 4.  Критерий Качественной оценки (удовлетворенность всех участников ОП, мотивация к обучению, СМИ о школе и пр.). Этот показатель нуждается в углубленной разработке. Действительно по-настоящему оценить успешность развития воспитательной системы могут только качественные характеристики. Но они трудно поддаются стандартизации.

В плане внеурочной деятельности школы предусмотрена работа творческих групп педагогов по поиску методов структурированного изучения качественных показателей, которые можно было бы присоединить к общим, количественным индикаторным показателям. Наряду с

некоторыми психолого-педагогическими методиками на данный момент как основной нами используется метод структурированного наблюдения и экспертных оценок.

Частная диагностика состояния элементов внеурочной деятельности складывается из методов, позволяющих проанализировать качественные характеристики ее субъектов и параметры воспитывающей среды. Соответственно в структуре частной диагностики мы выделяем инструментарий для анализа и самоанализа работы педагогов (предметников и классных руководителей), воспитанности учащихся, а так же комфортности пребывания в школе участников образовательного процесса и здоровьесберегающую инфраструктуру школы.

6.2.Диагностика воспитанности учащихся

Выбирая инструментарий оценки воспитанности учащихся, мы изучили и продолжаем изучать большое разнообразие литературы по этому вопросу. Таким образом, мы понимаем диагностику воспитанности как диагностику степени сформированности необходимых для успешной жизненной адаптации компетенций в соответствии с образом выпускника на каждой ступени. Эта оценка осуществляется на основании:

методов структурированного педагогического наблюдения по схеме образа выпускника;

□   психологического обследования (тестирования и анкетирования);

□   результативности в учебной деятельности;

□   карты активности во внеурочной деятельности.

6.3.Диагностика комфортности пребывания в школе участников

образовательного процесса

Методы:

1. Блок анкет для изучения удовлетворенности участников ОП.

  1. Блок методик для изучения удовлетворенности ОП и анализа образовательного спроса в рамках внеурочной деятельности.

Критериями эффективности реализации школой плана внеурочной деятельности является динамика основных показателей обучающихся:

  1. Динамика развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся.
  2. Динамика (характер изменения) социальной, психолого-педагогической и нравственной атмосферы в образовательном учреждении.
  3. Динамика детско-родительских отношений и степени включенности родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.

Необходимо указать критерии, по которым изучается динамика процесса работы по внеурочной деятельности обучающихся:

  1. Положительная динамика (тенденция повышения уровня нравственного развития обучающихся) — увеличение значений выделенных показателей воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном этапе по сравнению с результатами контрольного этапа исследования (диагностический).
  2. Инертность положительной динамики подразумевает отсутствие характеристик положительной динамики и возможное увеличение отрицательных значений показателей воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном этапе по сравнению с результатами контрольного этапа исследования (диагностический);
  3. Устойчивость (стабильность) исследуемых показателей духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном и контрольном этапах исследования. При условии соответствия содержания сформировавшихся смысловых систем у подростков, в педагогическом коллективе и детско-родительских отношениях общепринятым моральным нормам устойчивость исследуемых показателей может являться одной из характеристик положительной динамики процесса работы по внеурочной деятельности.




Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Лимановская средняя общеобразовательная школа

Панинского муниципального района Воронежской области


План внеурочной деятельности 5-7 классы

(в рамках реализации ФГОС)

2017 – 2018 учебный год

  

Пояснительная записка

  1. 1.     Общие положения

 

        План внеурочной деятельности МКОУ Лимановской СОШ является организационным механизмом реализации основной образовательной программы начального и основного общего образования; обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей) через организацию внеурочной деятельности; определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности для обучающихся на ступени начального и основного общего образования с учетом интересов обучающихся и возможностей школы. 

        Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ начального и основного общего образования. В первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

     Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

      Реализация внеурочной деятельности, направлена на обеспечение достижения планируемых результатов реализации основной образовательной программы на основании запросов обучающихся, родителей (законных представителей), а также имеющихся кадровых, материально-технических и других условий.

     Внеурочная деятельность способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития обучающихся. Происходит выстраивание особого образовательного пространства, которое способствует обеспечению удовлетворения личных потребностей обучающихся, позволяет развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности, создает детям сопровождение, поддержку на этапах адаптации и социальные пробы на протяжении всего периода обучения.

     Основой реализации внеурочной деятельности в школе является содержательное единство учебного, воспитательного, развивающего процессов в рамках воспитательной системы и основной образовательной программы образовательного учреждения; создание здоровьесберегающей среды, обеспечивающей соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и включающую рациональную организацию образовательного процесса, оптимизацию двигательной активности, работу по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни; создание условий для самовыражения, самореализации и самоорганизации детей, с активной поддержкой детских общественных объединений и органов ученического самоуправления; построение индивидуального образовательного маршрута ребенка в образовательном учреждении; создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, опора на интеграцию основных и дополнительных образовательных программ.

       Цель внеурочной деятельности - создание условий для реализации обучающимися своих потребностей, интересов, способностей в тех областях познавательной, социальной, культурной жизнедеятельности, которые не могут быть реализованы в процессе учебных занятий и в рамках основных образовательных дисциплин.

         Внеурочная деятельность позволяет решить ряд важных задач:

-        обеспечение соответствующей возрасту адаптации обучающихся в школе;

-        создание благоприятных условий для развития обучающихся;

-        формирование позитивного восприятия ценностей общего образования и более успешного освоения его содержания;

-        расширение общекультурного кругозора;

-        личностно-нравственное развитие и профессиональное самоопределение обучающихся;

-        включение детей в личностно значимые творческие виды деятельности, в процессе которых формируются нравственные, духовные и культурные ценности подрастающего поколения;

-        воспитание потребности в самовоспитании и самообразовании;

-        создание пространства для межличностного  общения;

-        формирование личности ребенка, подготавливающее успешность будущего жизненного и профессионального самоопределения;

-        обеспечение социальной защиты, поддержки, реабилитации и адаптации обучающихся к жизни в обществе.

 Ориентирами в организации внеурочной деятельности в нашей школе являются следующие:

-        учет познавательных потребностей обучающихся и социального заказа родителей (законных представителей);

-        соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности;

-        учет кадрового потенциала образовательного учреждения: интересы и возможности педагогов;

-        приоритетные направления деятельности школы;

-        построение образовательного процесса в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами;

-        использование ресурсов образовательных учреждений дополнительного образования детей, учреждений культуры и спорта;

-        рекомендации психолога как представителя интересов и потребностей ребёнка.

 

  1. 2.     Механизм выстраивания внеурочной деятельности
    1. Администрация школы проводит анализ ресурсного обеспечения (материально-технической базы, кадрового обеспечения, финансово-экономического обеспечения) и определяет возможности для организации внеурочной деятельности.
    2. Классный руководитель проводит индивидуальные беседы с детьми с целью выяснения интересов и увлечений обучающихся класса и анкетирование среди родителей (законных представителей) с целью: получения информации о направлениях и еженедельной временной нагрузке обучающихся в объединениях, кружках дополнительного образования, учреждениях культуры и спорта; знакомства родителей (законных представителей) с возможностями образовательного учреждения по организации внеурочной деятельности обучающихся (примерным планом  внеурочной деятельности, программами курсов внеурочной деятельности, спортивных секций, объединений); получения информации о выборе родителями (законными представителями) предпочтительных направлений и форм внеурочной деятельности детей. Также совместно с родителями (законными представителями) обучающихся классный руководитель заполняет индивидуальные карты занятости обучающихся во внеурочной деятельности, которые могут корректироваться по мере необходимости. Индивидуальная карта занятости во внеурочное время входит в структуру Портфолио обучающегося и позволяют рационально спланировать внеурочную деятельность обучающегося и класса в целом, учитывать и использовать достижения обучающихся во всех видах внеурочной деятельности, в том числе организованных не общеобразовательным учреждением.
    3. Полученная информация является основанием для выстраивания индивидуального маршрута ребёнка во внеурочной деятельности, составления карт занятости обучающихся (по классам) во внеурочной деятельности, комплектования групп (курсов внеурочной деятельности, кружков, секций, клубов и др.), утверждения плана и составления расписания внеурочной деятельности обучающихся с учётом возможностей образовательного учреждения

Внеурочная деятельность в МКОУ Лимановской СОШ реализуется во второй половине дня на основе расписания, которое составлено в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами: между последним уроком и началом занятий внеурочной деятельности предусмотрен перерыв продолжительностью не менее 45 минут; продолжительность занятий: 35 минут (для обучающихся 1 классов), 40-45 минут (для обучающихся 2-9 классов), между занятиями организуется перерыв 10-15 минут. Продолжительность учебного года в 1 классах составляет 33 недели, во вторых -  четвертых классах – 34 недели, в пятых - восьмых классах – 35 недель. Обучающиеся школы занимаются по пятидневной учебной неделе. Суммарная ежедневная нагрузка на 1 обучающегося в день  не превышает предельно допустимую.

Для организации различных видов внеурочной деятельности школа располагает:  спортивным залом (приспособленное помещение), спортивной площадкой, спортивным городком, футбольным полем, библиотекой, актовым залом,  кабинетами по предметам, кабинетом информатики, оборудованным компьютерной техникой, большинство предметных кабинетов оснащены мультимедийными проекторами.

Внеурочная деятельность в школе организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, социальное, общекультурное), в том числе через такие формы как, клубы, секции, объединения, студии, кружки, акции, экскурсии, проекты, лаборатории, и другие, на добровольной основе в соответствии с выбором обучающихся и их родителей (законных представителей).

Компонентом внеурочной деятельности также являются общешкольные дела  по плану воспитательной работы школы. Подготовка к участию и участие в общешкольном мероприятии позволяют ребенку овладевать универсальными способами деятельности (компетенциями) и демонстрировать уровень  их развития. Участие ребенка в общешкольных делах осуществляется на добровольной основе, в соответствии с интересами и склонностями. Фиксация участия осуществляется классным руководителем.

  1. 3.     Планируемые результаты внеурочной деятельности

    Внеурочная деятельность направлена, в первую очередь, на достижение планируемых результатов освоения соответствующей основной образовательной программы школы. Модель организации внеурочной деятельности описывает инструменты достижения этих результатов.

Результаты первого уровня – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни: приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах поведения и общения; об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и Отечества; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика с педагогами (в рамках основного и дополнительного образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.

Результаты второго уровня – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом: развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.
 Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Результаты третьего уровня – получение школьником опыта самостоятельного социального действия:  школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми и др. 
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Только в самостоятельном социальном действии, «действии для людей и на людях», которые вовсе не обязательно положительно настроены, молодой человек действительно становится деятелем, гражданином, свободным человеком.


Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности будет свидетельствовать об эффективности работы по реализации модели внеурочной деятельности.


  1. Показатели деятельности педагогов по реализации программ курсов внеурочной деятельности
  1. Результаты промежуточной и итоговой аттестации обучающихся (итоги учебного года);
  2. Проектная деятельность обучающихся;
  3. Участие обучающихся в выставках, конкурсах, проектах, соревнованиях и т.п. вне школы;
  4. Количество обучающихся, задействованных в общешкольных и внешкольных мероприятиях;
  5. Посещаемость занятий, курсов;
  6. Количество обучающихся, с которыми произошел случай травматизма во время образовательного процесса;
  7. Участие родителей в мероприятиях;
  8. Наличие благодарностей, грамот;
  9. Ведение аналитической деятельности своей внеурочной работы с обучающимися (отслеживание результатов, коррекция своей деятельности);
  10. Применение современных технологий, обеспечивающих индивидуализацию обучения;
  11. Удовлетворенность обучающихся и их родителей выбранным курсом  внеурочной деятельности;
  12. Презентация опыта на различных уровнях.

 

      Внеурочная деятельность обучающихся в 5-9 классах строится в соответствии с содержанием школьной модели организации внеурочной деятельности предполагает проведение как регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками (классами, группами), так и возможность организовывать занятия крупными блоками (модулями) – сборы, слёты, школы актива, фестивали, походы, экспедиции, тренинги и т.п. и спектра программ курсов внеурочной деятельности различного типа (примерными (рекомендованными Министерством образования и науки РФ), модифицированными (адаптированными) и авторскими, с учетом социального запроса обучающихся и их родителей (законных представителей). План внеурочной деятельности 5-8 классов сформирован в соответствии с направлениями развития личности, обозначенных во ФГОС ООО, реализуемых через занятия внеурочной деятельности в различных формах ее организации (курсы, клубы, лаборатории, изостудии танцевальные и музыкальные студии, спортивные секции, выпуск школьной газеты   и др.).

 Спортивно-оздоровительное направление ориентировано на повышение двигательной активности, сбережение здоровья обучающихся, формирование знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени основного общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию подростка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Основные задачи:

-        формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;

-        использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей;

-        развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом.

Реализуется программами курсов внеурочной деятельности,, спортивными секциями «Футбол», «Теннис», а также в таких формах внеурочной деятельности,  как тематические классные часы по формированию здорового и безопасного образа жизни, коллективные творческие дела, праздники, экскурсии, туристические походы, спортивные конкурсы и викторины, школьные спортивные турниры, соревнования, Дни здоровья, социально значимые спортивные и оздоровительные акции-проекты  и др. в соответствии с планами воспитательной работы класса и школы.

 Духовно-нравственное направление ориентировано на воспитание патриотических чувств учащихся, их гражданственности, уважения к правам, свободам и обязанностям человека и нравственных чувств и этического сознания, получение знаний о прекрасном, воспитание умения видеть, чувствовать, понимать и создавать прекрасное.

Основные задачи:

-        формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;

-        укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных, отечественных традициях, внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести;

-        формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом;

-        укрепление у школьника позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма;

-        формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности  школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

-        принятие обучающимися базовых общенациональных ценностей;

-        развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;

-        формирование основ российской гражданской идентичности;

-        формирование патриотизма и гражданской солидарности;

-        развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.

Реализуется программами курсов внеурочной деятельности согласно плану, а также в таких формах внеурочной деятельности, как тематические классные часы, уроки добра и нравственности, встречи с ветеранами- участниками войн: великой Отечественной, в Афганистане и Чечне, уроки мужества, просмотр фильмов патриотической направленности, интерактивные игры, читательские конференции, деловые и ролевые игры, дебаты, дискуссии по духовно-нравственному направлению, разработка и реализация социальных проектов; благотворительные акции «Белый цветок», акции милосердия «Забота», «Ветеран живет рядом», «Георгиевская ленточка», «Солдатский платок», месячники патриотического воспитания, творческие конкуры (песни, рисунка, фотографии и др.), вахты памяти, факельное шествие, школьные тематические вечера и др. в соответствии с планами воспитательной работы класса и школы.

 Социальное направление ориентировано на  активизацию внутренних резервов обучающихся, способствующих успешному освоению нового социального опыта на уровне основного общего образования, в формировании социальных, коммуникативных и конфликтологических компетенций, необходимых для эффективного взаимодействия в социуме.


Основными задачами являются:

-        формирование психологической культуры и коммуникативной компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме;

-        формирование способности обучающегося сознательно выстраивать и оценивать отношения в социуме;

-        становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

-        формирование основы культуры межэтнического общения;

-        формирование отношения к семье как к основе российского общества;

-        воспитание у школьников почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшему поколению.

Реализуется программами курсов внеурочной деятельности согласно плану, а также в таких формах внеурочной деятельности, как беседы и встречи с представителями разных профессий, организация дежурства в классе, и школе, субботники, акции «Чистый класс», «Чистый двор», работа по благоустройству и озеленению школьной территории; организация дежурства в классе, в школе (с 7 класса), детская производственная бригада,  профориентационные беседы, встречи с представителями разных профессийсоциальные пробы (инициативное участие ребенка в социальных акциях, организованных взрослыми); КТД (коллективное творческое дело); социально-образовательные проекты; участие в акциях «Весенняя неделя добра»,  и др. в соответствии с планами воспитательной работы класса и школы.

 Общеинтеллектуальное направление  ориентировано на формирование мотивации к обучению и познанию, развитие творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Основными задачами являются:

-        формирование навыков научно-интеллектуального труда;

-        развитие культуры логического и алгоритмического мышления, воображения;

-        формирование первоначального опыта практической, преобразовательной деятельности;

-        овладение навыками универсальных учебных действий у обучающихся на уровне начального общего образования.

Реализуется программами курсов внеурочной деятельности согласно плану,  а также в таких формах внеурочной деятельности, как познавательные беседывикторины, познавательные и интеллектуальные игры, дистанционные интеллектуальные конкурсы, олимпиады, исследовательские проекты, районный этап Всероссийских олимпиад по учебным предметам, школьные предметные недели, образовательные экскурсии, школьные научно-практические конференции и др. в соответствии с планами воспитательной работы класса и школы.

 Общекультурное направление ориентировано на воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, любви к прекрасному, формированию ценностных ориентаций, развитие обшей культуры, знакомство с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями многонационального народа России и народов других стран, развития творческих способностей обучающихся.

Основными задачами являются:

-        формирование ценностных ориентаций общечеловеческого содержания;

-        становление активной жизненной позиции;

-        воспитание основ правовой, эстетической, физической и экологической культуры.

Реализуется программами курсов внеурочной деятельности согласно плану, а также в таких формах внеурочной деятельности, как классные часы общекультурной тематики, библиотечные занятия, экскурсии по родному краю, Дни права, досугово-развлекательные мероприятия (праздник, вечер, бал, семейный праздник), конкурсы рисунков и поделок, посещение концертов, театральных постановок, художественных выставок, музеев, кинотеатров, фестивалей искусств, организация инсценировок сюжетов и историй, прослушивание музыкальных произведений, участие в конкурсах и фестивалях, социальные проекты на основе художественной деятельности и др. в соответствии с планами воспитательной работы класса и школы.

 5. Системные и модульные  занятия внеурочной деятельности.

4.1. Формы организации внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования определяет общеобразовательная организация.

При организации внеурочной деятельности используются системные курсы внеурочной деятельности (на их изучение установлено определенное количество часов в неделю в соответствии с рабочей программой учителя) и модульные занятия (тематических) курсов внеурочной деятельности (в рамках воспитательной работы классного руководителя).

Системные курсы реализуются по всем пяти направлениям, в соответствии с расписанием по внеурочной деятельности.

Несистемные занятия реализуются в рамках плана воспитательной работы классного руководителя и учителей по предметам с применением модульной системы.

В плане внеурочной деятельности заложены часы модулей классных руководителей:

-    основы бесконфликтного общения;

-   «Школьный календарь событий»;

-   азбука безопасности;

-   праздничная мастерская;

-   калейдоскоп добрых дел;

-  здоровое поколение;

-   «Добрая дорога Детства» - по профилактике правонарушений.

Реализация плана внеурочной деятельности основного общего образования направлена на формирование базовых основ и фундамента последующего обучения, в том числе:

-  развития индивидуальности каждого ребёнка в процессе самоопределения в системе внеурочной деятельности;

-      приобретения социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни;

-      формирования позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;

-   получения опыта самостоятельного социального действия;

-приобщения к общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям;

  • формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности;
  • формирования социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической,
  • культурной и др.;
  • воспитания толерантности, навыков здорового образа жизни;
  • формирования чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного
  • отношения к профессиональному самоопределению;
  • достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и
  • формирования в них принимаемой обществом системы ценностей;
  • достижения метапредметных результатов;
  • формирования универсальных учебных действий;
  • формирования познавательной мотивации и интересов обучающихся, их готовности и
  • способности к сотрудничеству и совместной деятельности с обществом и окружающими
  • людьми;

увеличение числа детей, охваченных организованным досугом.


                                                                                     Утверждаю:

                                                                                                                          Директор школы   М.В. Генаева

                                                                                                                    Приказ №  154  от    26.08.2017 г.

 

 План внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС ООО

(5-7 классы)

Направления внеурочной деятельности

Название кружка, творческого объединения

 

 

Количество часов

в неделю

 

5 класс

6 класс

7 класс

Духовно – нравственное

направление

Волшебный мир искусства



1

 

Основы бесконфликтного общения (модуль)

0,5

0,5


 

 

 

 

Социальное направление

 

 

 

 

Азбука безопасности (модуль)

0,5

0,5

0,5

Праздничная мастерская

0,5

0,5


Добрая дорога детства (профилактика правонарушений) М

0,5

0,5

0,5

Калейдоскоп добрых дел (волонтёрское движение) М

0,5

0,5

0,5


Общеинтеллектуальное направление

Путешествие в слово

1

1


Магия математики



1

Загадки истории



1

Живая математика

1

1


Общекультурное направление

Школьный календарь событий

1

1

1

Музыкальный клуб



1


Чудеса своими руками

1

1


Спортивно – оздоровительное направление

 

 


Поговорим о правильном питании

1

1


Спортивные игры

1

1


Спортивное многоборье



1


Здоровое поколение (модуль)

0,5

0,5

0,5

Итого:

 

9

9

8